Сочинение “Я себя убил.. ”
Опубликовал: Admin
7-10-2020, 04:21
Просмотров: 572
Комментарии: 0
Одни говорят, что этот человек — великий христианин. Другие помнят, что он был

революционером, участвовал в заговоре петрашевцев, приговорен был к казни.

В белом халате и в колпаке смертника в жестокий мороз стоял он на Семеновском плацу, слушал приговор, ждал расстрела и, как писал об этом через несколько десятилетий, на

эшафоте считал себя правым и ни в чем не раскаивался.

Этот человек с такой странной, тяжелой судьбой, такой бедный, загнанный, много работавший, этот гений, у которого не было денег на еду, — он жил за границей на плохом чае, а в России умолял одного из издателей, чтобы ему дали 15 рублей авансом. Имя этого гения — Федор Михайлович Достоевский.

Теперь, когда открываешь самый известный и наиболее значительный роман Ф.М.

Достоевского — “Преступление и наказание” — становится понятным, что такое

произведение мог написать только человек, сам познавший ужас крайней нищеты,

прошедший сквозь тюрьму и каторгу.

Итак, с самых первых страниц романа его главный герой — студент, вернее, бывший студент Петербургского университета. Родион Раскольников одержим идеей, допускающей “кровь по совести”. Раскольников долго размышляет над отечественной и зарубежной историей и видит, что прогресс осуществляется всегда за счет кого-то, на чьих-то страданиях, жертвах и крови. Опустившись на дно жизни, не имея даже средств для продолжения учебы в университете (какая там учеба, когда он даже “спал... так как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал все что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье”), Родион задумал ценой “крови по совести”, убийства совершенно бесполезной с точки зрения .здравого смысла, отжившей уже свой век старухи-процентщицы, с помощью ее денег осуществить прогресс своей жизни — безбедное существование, возможность нормально закончить университет и получить престижную работу.

Родион делит людей на две категории. К первой — “тварям дрожащим”, принимающим молча и безропотно любой порядок вещей, он относит старуху. Ко вторым, “сильным мира сего”, которым ничто не стоит нарушить любые моральные нормы, он относит не только Наполеона, Магомета, но и себя: “...Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...”

А раз “право имеет”, так и убивает: “Кровь хлынула как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к ее лицу; она была уже мертвая”.

Казалось бы, мечта Раскольникова исполнилась: старуха мертва (правда, заодно пришлось “убрать” и случайного свидетеля, Лизавету), богатство (как потом выяснилось, лишь небольшая часть) в его руках, живи и радуйся, но герой наш не знает, что ему делать. Вообще, с какой целью он убил? Родион признается Сонечке Мармеладовой: “Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне в ту минуту

все равно должно было быть!”

Жизнь ставила героев романа в такие тупики, когда, с точки зрения Раскольникова,

безнравственным становится самое неукоснительное соблюдение нравственности.

Любимая сестра Раскольникова Дуня готова выйти замуж не по любви за циничного дельца Лужина с тем, чтобы помочь брату закончить университет. Не пойди Сонечка Мармеладова на панель — умерли бы с голоду ее домочадцы.

Но преступление Раскольникова — не выход из тупика, а еще больший тупик. Родиона было по-человечески просто жаль, если бы он из-за страха разоблачения не воспользовался награбленным, затаился и жил по-прежнему тихо. Но ведь, совершив убийство, Раскольников поставил себя в противоестественное положение к окружающим людям. Он вынужден постоянно, на каждом шагу лгать себе и другим, и эта ложь,

эта “игра” иссушают, опустошают душу героя. Преступлением Раскольников отрезал себя от людей, фактически он не старуху и ее сестру, а себя убил.

Раскольникова постоянно тянет к людям, а те не понимают его, принимают за сумасшедшего. И только Сонечка Мармеладова оказалась способна понять и почувствовать Раскольникова, сопереживать ему: “...он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак”.

В классе мы часто спорили: как мог Раскольников полюбить, мягко говоря, проститутку и, в свою очередь, что толкнуло Соню на любовь к убийце? Конечно, я склоняюсь к точке зрения, и уже доказал выше, что и проституция Сони, и убийства Раскольникова были вынужденными, лишь способами спасения себя или близких от голодной смерти.

И я рад, что Достоевский показывает читателям, как их обоих очищает взаимное чувство, возрождает к жизни любовь. Именно желание примкнуть к людям, глотнуть живой воды из чистого духовного источника толкнуло Раскольникова к Соне: “Нет, мне не слез ее

надобно было... Надо было хоть обо что-нибудь зацепиться, помедлить, на человека

посмотреть!” Тоска по человеку заставляет Раскольникова принять от Сонечки “простонародный крестик”. Простонародность тут не случайна. В своем бунте герой преступен перед законами божескими и человеческими, которые живут в народе в виде изначальных основ христианской нравственности. Судить Раскольникова по совести может только Сонечка Мармеладова. Это суд любовью, состраданием и человеческой чуткостью. С образом Сонечки, на мой взгляд, связана идея Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в обществе “сильных мира сего”, а в глубинах народной России.

Эпилог романа мажорен: “Раскольников лежал на нарах и думал о ней. В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково... Он думал об ней. Он

вспомнил, как он постоянно ее мучил и терзал ее сердце; вспомнил ее бледное, худенькое

личико, но его почти и не мучили теперь эти воспоминания: он знал, какою бесконечною

любовью искупит он теперь все ее страдания”.

Можно только порадоваться за человека, который, убив себя морально, сумел через любовь возродиться к жизни. Стоит радоваться за писателя, который донес до нас смысл

преступления и наказания. Имя этого писателя до сих пор высится над миром. Он

один из самых читаемых за рубежом русских классиков.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.